Посещение Харбинской архитектурной школы 6-13 июня 2015

6-13 июня 2015 г. состоялась поездка С.С. Левошко в Харбин по приглашению Харбинского политехнического университета. С Харбинским архитектурным институтом в апреле 2014 г. был подписан Договор о сотрудничестве с НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства в области изучения истории архитектуры и сохранения наследия сроком на пять лет.
На этот раз С.С. Левошко снова были прочитаны лекции об особенностях русского архитектурного наследия в Харбине и других поселениях Китайско-Восточной железной дороги, а также об архитектурном наследии Санкт-Петербурга и современных проблемах его развития. 

По предложению китайского профессора архитектурной школы Лю Дапина была разработана российско-китайская заявка на конкурс проектов Подкомиссии Минобрнауки по научно-техническому сотрудничеству с Китаем на 2016-2017 гг. на тему: «Изучение особенностей и стратегия сохранения архитектурно-градостроительного наследия КВЖД и Сибирской магистрали (в дальневосточном регионе)». 

С.С. Левошко познакомилась с деятельностью крупнейшего проектного института Харбина «Институт архитектурного проектирования и исследований». Проект «Балтийской жемчужины» в Санкт-Петербурге был разработан в данном институте. Институт имеет собственное издательство, которое издает журнал «Urbanism and Architecture».
Сейчас в этом институте работает единственный русский архитектор на весь Харбин Игорь Киричков, получивший образование в Красноярске и магистерскую степень в Харбинской архитектурной школе. За то небольшое время пока он там работает, И. Киричков разработал проект музея железной дороги, который разместится недалеко от современного моста через Сунгари. К слову сказать, современный мост построен параллельно старому, которому остроумно придумано новое использование: он станет своеобразным новым общественным пространством Харбина, по нему можно перейти на другую сторону Сунгари только пешком. 

Важно было посетить так называемую Усадьбу Волга, которая основана в 2012 г. китайским предпринимателем Хуан Цзу Сян. Ныне это туристическая достопримечательность государственного уровня АААА и база китайско-российских культурных обменов. Помимо воссозданных в натуральную величину нескольких деревянных объектов, когда-то известных сооружений русского Харбина, таких как Свято-Николаевский собор, Иверская часовня, театр Миниатюр, построено несколько крупных павильонов по проектам павильонов художественно-промышленной Нижегородской выставки 1896 г. Такой опыт осуществлен впервые, в России еще не было случая строительства выставочных павильонов по проектам павильонов, разработанных в свое время для общероссийских выставок. Интересным сюжетом представляется возведение нескольких деревянных двухэтажных для летнего отдыха, сдаваемых в наем, которые называются «Дачи» (Дача № 1, Дача № 2…). Российское дачное строительство, берущее свое начало еще в середине XIX века, является «русской особенностью» и воспринимается как экзотика. 

Удалось встретиться с руководителем исторической секции Русского клуба в Харбине Сергеем Юрьевичем Ереминым. Он рассказал о деятельности современной русской диаспоры в Харбине, которая сегодня составляет примерно 3 тысячи человек. Одна из больших задач Русского клуба – это подготовка материалов для проекта реконструкции Покровской и Иверской церквей в Харбине, продвижение этой идеи в жизнь, наведение порядка на русском пригородном кладбище, а также реконструкции храма Христа Спасителя в Шеньяне. С. Еремин представил только что изданную собственную книгу «Любимый Харбин».